Донецк booked.net - Online Hotel Booking
+17°C
/ Аналитика / Донбасс / Если мы не будем заниматься гуманитарным образованием нашей молодежи, то им займутся "другие"
20.06.2019

Если мы не будем заниматься гуманитарным образованием нашей молодежи, то им займутся "другие"

Как правило, большинство из нас мало что знает о различных нюансах и тонкостях работы депутатов. И о том что толкает людей на деятельность в политической и социальной сфере. Об этом и о многом другом, в беседе с нами более подробно рассказал депутат Народного Совета ДНР, председатель Комитета по науке, образованию и культуре - Мирослав Владимирович Руденко




«Л.Д.»: Расскажите о том, как Вы пришли в политику? Занимались ли Вы общественно-политической деятельностью до выдвижения в депутаты?

Мирослав Руденко: Говоря прямо, специально приходить в политику я не собирался, мое более близкое знакомство с нею стало результатом событий Русской весны. Тогда в первую очередь мы с соратниками старались сделать так,  чтобы Донбасс не попал под контроль нелегитимного киевского режима,  и соответственно  не стал частью той олигархическо-неонацистской Украины, которую после февральского госпереворота с одобрения заграничных кураторов соорудили деятели этого режима. Сейчас, оценивая результаты Русской весны, можно признать, что на Донбассе произошла народно-освободительная революция. Но был еще и сильный ирредентистский вектор – направленность на воссоединение со своей исторической Родиной – Россией.

Все что происходило дальше - это уже последствия осознанного жизненного выбора, состоявшегося для меня, как и для большинства жителей Донбасса, в конце февраля 2014 года. Серьезная системная работа  началась с деятельности в составе одной из неформальных организаций, стоявших у истоков  нашего восстания - общественного движения «Народное ополчение Донбасса».  

Для себя могу отметить такие вехи: многотысячный митинг в Донецке 1 марта и избрание Павла Губарева народным губернатором - начало Русской весны;  участие в историческом Съезде представителей территориальных общин, политических партий и общественных организаций Донбасса, который провозгласил Декларацию о суверенитете ДНР 7 апреля 2014 г; работа в апреле-мае в первом высшем представительном органе Республики, получившем название Народный Совет и в сформированном этим органом временном правительстве; депутатская деятельность в рамках  работы нашего первого парламента – Верховного Совета ДНР, которая продолжалась ровно пол года (14 мая – 14 ноября); участие в мае-сентябре в создании и деятельности  общественно-политического движения  «Партия Новороссия», которое затем вошло в состав ОД «Свободный Донбасс» (октябрь 2014 года).

В общем,  изначально довелось заниматься как революционным процессом (организация сопротивления киевскому режиму),  так и с  момента провозглашения Республики, - участием в формировании органов новой власти. 

Если же говорить  в принципе о вовлеченности в общественно-политические процессы, то она присутствовала, наверное,  со студенческой скамьи, с истфака. После поступления на исторический факультет ДонНУ я познакомился там со своими товарищами - Павлом Губаревым, Сергеем Цыплаковым, Евгением Орловым и Сергеем Ковальчуком. С тех пор, мы, так или иначе, были вовлечены в общественно-политические процессы, которые разворачивались на территории Донбасса, особенно накануне первого «оранжевого» майдана. В Донецке мы тогда проводили  разные акции:  в защиту русского языка, против рвущейся к власти прозападной оранжевой команды. Когда осенью 2004-го, произошел первый майдан и Ющенко протянули через третий, неконституционный тур, в президенты, активно участвовали в антиоранжевом гражданском сопротивлении. Помню, как зимой 2005-го, Ющенко в первый раз приехал в Донецк, в своем новом статусе, мы были еще студентами и заканчивали как раз 5-й курс. И нам довелось увидеть, насколько  люди были возмущены его приездом, и как они «тепло» встречали пана-президента возле облгосадминистрации: только плотно окружившая и закрывшая зонтиками охрана спасла Ющенко в тот момент, когда его буквально забрасывали снежками.  

Помню, как уже накануне получения диплома, летом 2005-го года, в Донецке проходило явно идеологического плана действо называемое мировым конгрессом украинистов. То есть оранжевые, националистически настроенные центральные власти Украины решили, как бы закрепить и зафиксировать максимальное  распространение украинской националистической идентичности на восточных территориях. Я пошел на секцию конгресса с характерным названием - «Чи можлива універсальна модель націотворення, або чого вчить досвід Донбасу?».  И там мне довелось наслушаться много довольно интересных речей.  Понятно, что среди участников дискуссии были представлены «ученые» в основном националистических взглядов, были даже какие-то «дияспорные» историки из Канады. Вскоре я принялся оппонировать «науковцям» (в меру своих знаний и опыта), поскольку был возмущен царившим там предвзятым подходом, когда лейтмотивом большинства бездоказательных, давивших на эмоции выступлений, стал тезис о том, что мол «на Донбассе ничего хорошего никогда не было» и это вековечное «Дикое Поле» и т.д. Однако было заметно, что больше всего украинских националистов раздражал тот факт, что здесь на Донбассе на основе общерусской идентичности жителей региона уже тогда формировалась альтернатива  псевдоунитарной националистической Украине, которую они усиленно строили в Киеве по галицким и канадским лекалам.

В последующем, после окончания университета я продолжал поддерживать связь с активистами различных общественно-политических движений прорусской направленности, которые действовали на Донбассе. Это были остатки Славянской партии, ПСПУ, Русский блок и т.д. Работали они в основном спорадически, поскольку были вытеснены регионалами на обочину политической жизни.

Взаимодействовал  с  общественными организациями, такими как «Донбасская Русь» и «Союз граждан Украины» (действовавший на Украине аналог Профсоюза граждан России Николая Старикова).

Где-то с 2011-го начал публиковать статьи на исторические и идеологические темы в интернете и местной прессе.

Последнее мое место работы перед началом событий – это Донецкий областной Центр туризма и краеведения учащейся молодежи. А перед этим работал специалистом в Донецком городском совете без малого 5 лет, по прошествии которых, честно говоря, своего будущего в системе местного самоуправления, и в госслужбе как таковой не видел. И потому принял решение уйти оттуда где-то за 3 года до событий Русской весны. Когда я начал работать в Центре туризма и краеведения, то казалось, в какой-то степени нашел себя, потому что там как раз и исторические знания можно было применить на практике  и вести пропаганду (в хорошем смысле этого слова) подлинной  истории нашего края, плюс был важный аспект патриотической работы с молодежью, много тогда довелось поездить по территории еще Донецкой области.

А потом наступила поздняя осень 2013 года, начался евромайдан, затем госпереворот в феврале 2014, ну а там 1 марта началась и наша Русская весна… О последующих перипетиях своей политической карьеры я уже говорил.

 

По специфике Вашей работы, как депутат и председатель Комитета по науке, образованию и культуре, как часто Вы проводите встречи с молодежью Республики?

Достаточно часто. Подобные встречи проходят на различных мероприятиях в системе образования, на мероприятиях краеведческого характера. Были очень интересные встречи со студентами на базе исторического факультета ДонНУ,  целый комплекс  мероприятий, который проводился на истфаке в последние три года. Можно вспомнить и общение со студенчеством на годовщину создания Интердвижения Донбасса в 2015 г. и презентацию «Словаря патриота Отечества» в прошлом году. Недавняя встреча с участниками Конфликтологического клуба ДонНУ по теме донбасской идентичности, на мой взгляд, получилась достаточно интересной.  

Правда,  направленность работы нашего Комитета – это не совсем молодежная политика. Но на всех таких встречах я стараюсь поднимать те темы,  которые хотел бы озвучить и хотел бы донести до широкой аудитории.  Например, понимание специфики  и  сохранение исторической идентичности населения Донбасса. Часто актуализирую вопросы идентичности и идеологии, потому что они ключевые для развития любого общества.

Вот у нас общество отвергло украинскую националистическую идеологию, которая навязывалась и насаждалась Киевом, причем не один год, но, тем не менее, основной массив населения Донбасса это все отверг. Несмотря на то, что проблемы идеологического противостояния украинскому национализму внутри ДНР и ЛНР после 14-го года отошли на второй план (мы в большей степени имеем дело с данной идеологией как с частью  внешней агрессии), они все равно сохраняют свою важность. Ведь, по сути Украина – это ярчайший пример того, как деструктивная идеология была привнесена извне и разрушила  это государство, а с другой стороны огромное количество людей было инфицировано этой идеологией, причем значительная масса стала носителями «бандеровщины» под воздействие массированной пропаганды в СМИ, не отдавая себе отчета в том, к чему это приведет, и эти люди во вред себе и своим детям до сих пор временами продолжают, условно говоря, «скакать», ждать милости и «манны небесной» от Америки и Европы, которые собственно и ввергли Украину в пучину государственного переворота, последовавшей за этим войны и деградации.

Давайте немного поговорим об образовании, Вы как председатель Комитета по науке, образованию и культуре Народного Совета, скажите пожалуйста, есть такое мнение что человек, если решил для себя учить математику, то история ему не обязательна, данная тенденция весьма популярна на Западе. И сейчас наши школьники, придерживаются примерно такой же логики, то есть когда они приходят на урок, то они говорят:  мне этот предмет не интересен, потому что я хочу стать, к примеру - специалистом в области иностранных языков. Как Вы относитесь к такому подходу?

 

Я конечно не сторонник подобного подхода, потому как различные госперевороты и цветные сценарии, реализовывавшиеся на наших глазах в последние годы,  показали, насколько легко можно манипулировать обществом, в котором искажены представления о своей истинной природе (привет трипольцам и прочим ископаемым древним украм!), размыты понятия о настоящих культурных и цивилизационных ценностях, прервана связь поколений, отсутствует широта кругозора.

Когда корни обрублены, то из общества внешняя сила может лепить все что угодно, живой пример тому – Украина.  Поэтому образование, являясь единым процессом воспитания и обучения, выполняет очень важную социальную роль. Это процесс, посредством которого в обществе происходит передача культурного наследие от поколения к поколению, сохраняется идентичность этого общества.

А предметы гуманитарного цикла, к которым относится и история,  развивают в ученике нравственное начало, прививают стремление к познанию себя, своей Малой Родины, своего народа и, в конце концов, воспитывают патриотизм – любовь к своему Отечеству. Главное, что делают предметы гуманитарного цикла - формируют личность. В школе в первую очередь идет формирование личности - Человека с большой буквы, а не просто накопление каких-то сугубо прикладных знаний. Ведь только гармонично развитая личность с широким кругозором сможет, исходя из заложенного воспитанием базиса традиционных морально-этических норм, самостоятельно разбираться по жизни в том, «что такое хорошо и что такое плохо», и строить на этом собственную жизнь, а также активно участвовать в жизни общественной и государственной.

Конечно, формирование личности продолжается и в высшей школе, где к истории прибавляются - философия, социология, политология и многие другие дисциплины, которые на самом деле важны. Опять-таки,  в текущем политическом процессе необходимо разбираться, чтобы не стать заложником ситуации, иначе тобой постоянно будут манипулировать.

Необходимо понимать, соответствуют ли программы данной политической силы или общественного движения, тому вектору развития, который исторически обусловлен для нашего региона.

И если не мы будем заниматься гуманитарным образованием нашей молодежи, то им займутся другие. В этом отношении примечателен пример потерянного поколения на Украине, когда части молодежи Юго-Востока была навязана идеология «необандеровщины». И когда говорят, что не нужно в школе гуманитарных предметов, сознательно ведут к ситуации, когда наша молодежь будет получать искаженную информацию о своем народе, его истории и культуре через враждебно настроенные прозападные СМИ, в ходе реализации подрывных проектов  грантоедских т.н. «некоммерческих организаций», через работу тех же фанатских объединений. К сожалению, мы все это уже проходили и результаты известны…

Единственное, не нужно перегибать палку с официозом и формализмом в вопросах работы с подрастающим поколением, чтобы те же уроки гражданственности не превращались в мероприятие «для галочки». Нам нужно учиться грамотно и гибко работать с молодежью.

В общем, нам всем есть над чем работать, но в целом нужно сохранять в подходах универсализм советской эпохи, когда школа готовила универсального человека умеющего учиться по жизни, а он, специализируясь в дальнейшем в техникуме или ВУЗе на какой-либо отрасли знаний,  при  этом  обладал широкими познаниями в других областях.

Что касается нынешнего  западного подхода, ставки на утилитарность…  Я знаю, что на постсоветском пространстве тоже шел дрейф в эту сторону. Ну а кого тогда наша система образования будет готовить?  То есть, будут ли у ученика базовые гуманитарные знания вообще: о государстве, об обществе, о ценностях на которых оно базируется? Сформирует ли направленная на узкий прагматизм система образования ответственного гражданина и патриота?  Или мы готовим будущие  «винтики» для транснациональных корпораций, которые заберут к  себе этих специалистов, готовых триста раз отречься от Родины ради карьерного роста? Тогда давайте уберем все предметы  гуманитарного цикла из школьной и ВУЗовсокой программы. А если нам нужно что-то иное, то наоборот, надо находить и дополнительные часы, и новые форматы подачи материала. 

Ярчайшая иллюстрация важности гуманитарного знания – это ситуация с школьником из Нового Уренгоя, которую создали неправильно расставленные акценты в гуманитарном образовании, а также то, что детей отдали на откуп международным фондам. Тот же Фонд им. Ф. Эберта, насколько мне известно, работал и на Украине перед началом евромайдана.

На Донбассе тоже есть над чем работать в части совершенствования гуманитарного образования, дело в том, что у нас исторически сложилось так, что на первом месте были всегда производство, промышленность, экономика, какие-то прикладные вопросы, а гуманитарные, к сожалению, отходили на второй план. Но это большая ошибка, потому как сама Украина, была так потеряна, медленно «сварилась» в процессе гуманитарной «бандеризации всей страны». А Донбасс не был потерян только потому, что у нашего населения все-таки преобладал местный  региональный вариант идентичности общерусской, плюс особое место занимало сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны, что несовместимо с «необандеровщиной».

Но «почивать на лаврах» не стоит, противник ищет подходы к переформатирвонию нашей исторической памяти, нашего самосознания, менталитета, духовности.  Необходимо создавать отечественные центры исследования гуманитарных проблем, к примеру - Институт истории Донбасса.

Нужно заниматься прикладными исследованиями в этой отрасли,  выделять на это  средства, потому что без своей высокоразвитой гуманитарной науки, разрабатывающей вопросы донбасской идентичности, как части Русского мира, культуры, идеологии Республики, мы далеко не уедем. Не стоит забывать, что мы живем в непростой ситуации, в условиях непризнанности на международной арене, Донбассу нужно сохранять свою политическую субъектность, как бы не происходило в будущем переформатирование постукраинского ландшафта. Нам важно сохранить свою историческую связь с Россией, нашей исторической Родиной, а не стать идейно и ментально частью Запада под давлением глобализации в форме  вестернизации.

Сейчас, все меньше тех, кто действительно хочет изучать гуманитарные науки. Например, в ДонНУ на математический факультет стабильно набирается по пять, по шесть групп, в то время как на истфаке всегда одна. Как можно заинтересовать молодежь гуманитарными науками?

Ну, насколько я знаю, на самом деле с предметами естественно-научного цикла тоже есть сложности определенные. И  это проблема не только наша - это проблема всего постсоветского пространства. Постсоветское поколение во многом подверглось влиянию вестернизации.  И она продолжает вирусными методами распространяться, популярны потребительский подход к жизни и нежелание знать что-либо кроме практических вещей, которые принесут прибыль или выгоду в ближайшее время здесь и сейчас. Чтобы переломить эти тенденции, нужны специальные программы, нужна умная работа. 

В плане технологий работы с массовым сознанием можно поучиться у наших противников, у тех же западных фондов и НКО. Немцы не пожалели денег и времени на то, чтобы 10 лет «окучивать» уренгойских школьников, якобы там какие-то исследования они делали, занимаясь на самом деле изменением их идентичность. В итоге, ребята говорят вещи в Бундентстаге, оскорбительные для светлой памяти наших павших советских солдат и мирных граждан, замученных в концлагерях. И никто, даже их непосредственный учитель не видит в этом ничего страшного. На подобные проекты только с иной, нашей, идеологической начинкой нельзя скупиться и жалеть средств, потому что в итоге, победа в современном противостоянии, достигается далеко не только грубой силой пресловутого летального  оружия. Идет информационная война, пропагандистская, идеологическая, их главная цель – борьба за человеческое сознание.

Нам необходимо менять подходы. И примеры этого уже есть. Так в Российской Федерации появились за последние годы интересные проекты, то же Российское Военно-Историческое Общество. Сам принцип государственно-частного партнерства в деле сохранения историко-культурного наследия, создание военно-исторических летних лагерей для молодежи, установка новых памятников, реконструкция музеев, поддержка выпуска исторических книг и фильмов, то есть – это большая комплексная работа, пример того как нужно действовать. И нам без сомнения тоже нужно перенимать подобный положительный опыт.

Касаемо формирования самосознания у дончан, сейчас, не в пример 2014-му проводится огромное количество различных мероприятий, бесед, лекций, вебинаров, семинаров на тематику Русского мира, как Вы считаете – это правильное направление?  То есть, должны ли мы наращивать количество патриотических мероприятий, или же необходим некий иной подход?

Я на самом деле не слышал, чтобы было прямо такое огромное количество сущностных мероприятий по этой сложной и важной теме.

Ну, сравнимо с 2014-м…

Сейчас, на фоне дальнейшего осмысления произошедшего в 2014 году  приходит и ясное понимание важности подобной работы. Но здесь, опять-таки, нужна системность, чтобы к формированию гражданского самосознания были подключены и представители академической науки с одной стороны, и популяризаторы с другой. Нужно создавать приемлемые механизмы и форматы для этого.

На той стороне, Институт истории Украины НАНУ запустил  целую тематическую серию «Студії з регіональної історії: Степова Україна». Так проталкивается подмена понятий, весь Юго-Восток бывшей Украины, всю историческую Новороссию теперь называют не иначе как «Степова Украина». Даже  термин «Донбасс» стараются не использовать.  Вытеснение и искажение целых пластов нашей истории происходит вполне осознанно, проводится огромная пропагандистская и идеологическая работа. Эти исследования нельзя назвать научными, потому что их ангажированность очевидна, порой – это просто популяризаторские брошюрки на 50 страниц, но их издают определенными тиражами, потом запускают распространение через интернет в пдф формате…

Как, по Вашему мнению, нам следует на это отвечать? Должен ли здесь действовать принцип: пропаганда-контрпропаганда?

Допустим, если взламывается наш сайт и вывешивается какой-нибудь фейковый указ, якобы от имени наших должностных лиц. Мы должны это опровергнуть? Мы вынуждены это опровергать, иначе наши граждане будут верить в написанный там бред. Поэтому, так или иначе, нам необходимо реагировать. Но, по моему убеждению, в такой игре лучше задавать тон. В принципе, есть хороший пример нашей «мягкой силы» - Гуманитарная программа по воссоединению народа Донбасса, инициированная Главами Народных Республик. В этом формате и нужно работать, расширяя культурно-историческую составляющую гумпрограммы до отдельного ответвления. Необходимо заниматься этим системно, привлекать науку, создавать профильные организации с учеными, которые будут  прорабатывать возможные варианты наших наступательных действий в гуманитарной сфере.

Конечно, тут на первом месте должен стоять принцип  качества информационного, идеологического, интеллектуального продукта, который мы получим на выходе. А для этого еще раз повторюсь, нужна некая система работы, общие базовые принципы, которые все одинаково  разделяют. К сожалению, до настоящего времени в полной мере системности нет. Мероприятия, направленные на развитие идеосферы Донбасса, проводимые республиканскими общественными движениями и государственными учреждениями необходимо структурировать в один единый комплекс.

 

Немного отвлекаясь от темы, большинство людей крайне мало знают о том, что подразумевает собой работа депутата Народного Совета и его обязанности, можете немного  об этом рассказать?

Существует несколько направлений работы. Есть представительская функция – представление  интересов избирателей. Поскольку у нас выборы прошли по спискам общественных движений, а не по мажоритарным округам, депутаты в последующем были закреплены за определенными территориями, районами и городами, и проводят работу на местах, например, в форме регулярного приема граждан. Основная функция – это законодательная и нормотворческая работа. Она должна опираться на  обращения граждан, профильных организаций, мнение профессионального сообщества. В основном эта работа происходит в постоянных органах Народного Совета, созданных для проработки и подготовки вопросов по определенному профилю, - его Комитетах. Проблематику из обращений граждан нужно прорабатывать совместно с  органами исполнительной власти. Для этого подготавливаются соответствующие депутатские обращения. По целому ряду вопросов, поднятых в обращениях граждан, были подготовлены новые законопроекты или внесены поправки в уже действующие законы. Из недавних инициатив подобного рода фракции «Свободный Донбасс», депутатом от которой я являюсь, стоит вспомнить законопроект Екатерины Губаревой, направленный на дерегуляцию деятельности мелких и средних фермерских хозяйств, а также законопроект Сергея Сверчкова, урегулировавший актуальный вопрос растаможивания транспортных средств в ДНР.

Расскажите о своей деятельности в образовательной сфере, готовятся ли сейчас какие-то  законопроекты по профилю Вашего Комитета?

Сейчас готовится законопроект о внесении  изменений в закон «Об образовании». Этот закон проработал больше двух с половиной лет в нынешней редакции. В ходе его практического применения стали видны те аспекты, которые необходимо откорректировать. Жизнь не стоит на месте, поэтому нужно реагировать и регулировать соответствующие нормы, чтобы закон способствовал дальнейшему развитию  сферы образования.

Наш Комитет также является профильным для сферы культуры. За время нашей работы мы подготовили к принятию законы «О культуре», «О театрах и театральной деятельности», «О музеях и музейной деятельности», «О библиотеках и библиотечном деле». В настоящее время готовится законопроект «О внесении изменений в некоторые законы в  сфере культуры»,  с целью корректировки  ряда норм в профильных законах.

Продолжается работа над законопроектом «О науке», который был принят в первом чтении еще в 2015-м году, но с тех пор его редакция претерпела несколько радикальных изменений и сегодня можно говорить фактически о новом проекте. Для получения всех необходимых согласований по законопроекту, особенно если по нему предусмотрено создания новых учреждений, необходимо предоставить соответствующее финансовое обоснование, без этого нельзя получить положительное заключение Министерства финансов ДНР. То есть в законопроектной работе необходимо учитывать довольно много нюансов.

В свое время мы по обращениям общественности и Профсоюза работников образования и науки, инициировали ряд изменений в закон «Об отпусках», чтобы учесть  все категории педагогических работников, которым положен удлиненный основной отпуск.


Что бы Вы посоветовали людям, решившим заняться в своей жизни политикой?

Наверное, необходимо понимать, что на самом деле политика – это особый вид социальной деятельности, который связан с вопросами  власти и управления государством, но в то же время она не может быть самоцелью. Ваша цель не должна ограничиваться победой на муниципальных или парламентских выборах. И уж тем более не нужно воспринимать политику как источник личного обогащения. У вас должна быть по-настоящему большая цель, или даже – миссия, которую вы горите желанием воплотить. Ведь политика – это средство изменения окружающего вас мира. 

Спасибо за беседу

Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

avatar